Эффект Зейгарник — один из известных психологических эффектов, ныне описанный почти во всех книгах и учебниках по психологии. Был он открыт еще в 20-е годы прошлого века русским психологом Блюмой Зейгарник. Вкратце его можно сформулировать как «незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные».
В ходе экспериментов выяснилось, что в случаях когда решение задачи прерывалось, то она запоминалась лучше, чем задачи уже решенные. Запомнивших прерванные задач было примерно вдвое больше запомнивших законченные задачи. Этот эффект позже получил название «эффект Зейгарник».
Опыты на эту тему в различных вариациях проводятся и по сей день. Однако мало кто знает, что побудил к исследованию ученых — неизвестный официант.
Именно на этом эффекте психологии и основан так называемый эффект неопределенности. Многие статьи и сюжеты роликов, используют эффект неопределенности и чаще всего заканчиваются неожиданно. Сюжетная ситуация никак не решается, человек запоминает ролик.
Этот эффект используется, например, у меня в блоге (а также во многих других). Читая главную страницу вы видите начало нескольких статей и заголовки, заинтересовывайтесь. Появляется ситуация неопределенности, когда вы не знаете о чем же дальше идет речь в статье. А человек существо, которое не терпит неопределенности. Любопытство и желание получить определенный ответ двигают Вами в стремлении кликнуть на ссылку «Подробнее».
Однако у этого эффекта есть обратная сторона. Как я сказал выше: пользователи не терпят неопределенности. Эффект, который играет Вам на пользу может обернуться против Вас. Пользователь, всегда, в любой момент нахождения на сайте или просмотре окна программы должен получать ответ на вопросы:
Чаще всего этот вопрос возникает, когда на сайте запутанна навигация, отсутствую хлебные крошки и не выделяется тот пункт меню в котором находится пользователь.
Возникает когда пользователь не видит своих возможностей. Проблемы с этим вопросом появляются, например, при не подчеркнутых ссылках или ссылках не выделенных цветом.
Если интерфейс Вашего сайта или программы не отвечает на поставленные вопросы, то проявляется негативное влияние эффекта Зейгарник. Пользователь не может разобраться с программой или сайтом и уходит так ничего и не поняв.
Хорошей среды! Пришло время нового выпуска дайджеста. (далее…)
Хорошего понедельника! Давно не было свежего выпуска дайждеста, а материала накопилось порядочно 😍 (далее…)
Это рекламная статья. Многие считают, что WordPress — одна из наиболее популярных open-source систем для…
Хорошего понедельника! Надеюсь все отлично отдохнули, потому как я собрал для вас новую порцию интересных…
Хорошего понедельника! Приветствуем второй выпуск дайджеста. Для тех, кто не в теме, дайджест просеивает тонны…
Хорошего понедельника! Как я писал в паблике, я решил немного изменить формат выхода новостей. Поэтому всё…
Посмотреть комментарии
По идеи этот эффект может использоваться только в дизайне, но не в интерфейсе, я имею ввиду веб или программную среду.
Хм.. Почему же не может? В статье эффект рассматривается с 2х сторон. Задача дизайнера\проектировщика с умом использовать положительную сторону эффекта и не допустить проявления отрицательной.
Хм Макс у нас наверное с тобой различаются понятия дизайна и интерфейса :smile:
Дизайнер — инженерная профессия. В русском языке превратилась в аналог художника оформителя. В работе дизайнера нет места искусству.
Довольно сложные концепции у этого Зейгарника :?:
Как пользователю можно использовать по максимуму интерфейс, если он не завершён?
В частности в интерфейсе как раз все должно быть завершено и не должно возникать неопределенности. Однако в элементах интерфейса и дизайне вцелом можно использовать этот эффект для привлечения внимания и завлечения пользователей.
Странная психология, мне ее пока не понять.. с работы приду - перечитаю статью))) :mrgreen:
Да дизайнер нынче совсем уже не художник. Кто хочешь может им быть. Даже я, бывший логист, а ныне - догадайтесь)
Посмотрела сайт..плохо знаю английский, но изображение руки и остающийся след от мыши оригинальны.