Эффект Зейгарник в пользовательских интерфейсах

Untitled-1

Эффект Зейгарник — один из известных психологических эффектов, ныне описанный почти во всех книгах и учебниках по психологии. Был он открыт еще в 20-е годы прошлого века русским психологом Блюмой Зейгарник. Вкратце его можно сформулировать как «незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные».

Немного истории

zeigarnik В те годы Блюма Зейгарник обучалась в Берлине у известного психолога К. Левина. Однажды вдвоем они посетили популярное кафе. Внимание Блюмы привлек официант, который приняв заказ, ничего не записал, хотя блюд было довольно много. Чуть позже, он принес заказ ни ошибившись ни в одном пункте. При этом на вопрос как он это запомнил, он ответил, что никогда не записывает. Психологи тут же попросили сказать, что же заказывали посетители, которые были тут до них. Официант призадумался и признался, что не может вспомнить это. Тут и возникла идея проверить как завершенность действия влияет на запоминание.

В ходе экспериментов выяснилось, что в случаях когда решение задачи прерывалось, то она запоминалась лучше, чем задачи уже решенные. Запомнивших прерванные задач было примерно вдвое больше запомнивших законченные задачи. Этот эффект позже получил название «эффект Зейгарник».

Опыты на эту тему в различных вариациях проводятся и по сей день. Однако мало кто знает, что побудил к исследованию ученых — неизвестный официант.

Применение на практике

Именно на этом эффекте психологии и основан так называемый эффект неопределенности. Многие статьи и сюжеты роликов, используют эффект неопределенности и чаще всего заканчиваются неожиданно. Сюжетная ситуация никак не решается, человек запоминает ролик.

эффект-используется-в-блоге

Этот эффект используется, например, у меня в блоге (а также во многих других). Читая главную страницу вы видите начало нескольких статей и заголовки, заинтересовывайтесь. Появляется ситуация неопределенности, когда вы не знаете о чем же дальше идет речь в статье. А человек существо, которое не терпит неопределенности. Любопытство и желание получить определенный ответ двигают Вами в стремлении кликнуть на ссылку «Подробнее».

Обратная сторона

Однако у этого эффекта есть обратная сторона. Как я сказал выше: пользователи не терпят неопределенности. Эффект, который играет Вам на пользу может обернуться против Вас. Пользователь, всегда, в любой момент нахождения на сайте или просмотре окна программы должен получать ответ на вопросы:

Где я?
Хлебные-крошки

Чаще всего этот вопрос возникает, когда на сайте запутанна навигация, отсутствую хлебные крошки и не выделяется тот пункт меню в котором находится пользователь.

Куда я могу пойти? (что я могу сделать?)
Подчеркнутые-ссылки

Возникает когда пользователь не видит своих возможностей. Проблемы с этим вопросом появляются, например, при не подчеркнутых ссылках или ссылках не выделенных цветом.

Как я могу это сделать?

dontclick Возникает когда пользователь не понимает как можно совершить то или иное действие. Такой вопрос появляется при использовании нестандартных элементов интерфейса и нестандартной навигации. В этих случаях необходимы пояснения. В пример могу привести сайт http://www.dontclick.it/, интерфейс которого работает без единого клика.

Если интерфейс Вашего сайта или программы не отвечает на поставленные вопросы, то проявляется негативное влияние эффекта Зейгарник. Пользователь не может разобраться с программой или сайтом и уходит так ничего и не поняв.

Вкратце

  • Эффект неопределенности цепляет внимание пользователя т.к. согласно эффекту Зейгарник «незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные»
  • Недопустимо, чтобы пользователь видел неопределенность в привычных вещах. Интерфейс всегда (!) должен отвечать на три главных вопроса пользователя.

 



Подписка по РСС
Мой твитер

11 комментариев

  1. GHOST

    По идеи этот эффект может использоваться только в дизайне, но не в интерфейсе, я имею ввиду веб или программную среду.

  2. Максим Шайхалов

    Хм... Почему же не может? В статье эффект рассматривается с 2х сторон. Задача дизайнера\проектировщика с умом использовать положительную сторону эффекта и не допустить проявления отрицательной.

  3. GHOST

    Хм Макс у нас наверное с тобой различаются понятия дизайна и интерфейса 🙂

  4. Максим Шайхалов

    Дизайнер — инженерная профессия. В русском языке превратилась в аналог художника оформителя. В работе дизайнера нет места искусству.

  5. artmin

    Довольно сложные концепции у этого Зейгарника ❓

    Как пользователю можно использовать по максимуму интерфейс, если он не завершён?

  6. Maksim Shaihalov

    artmin:

    Довольно сложные концепции у этого Зейгарника

    Как пользователю можно использовать по максимуму интерфейс, если он не завершён?

    В частности в интерфейсе как раз все должно быть завершено и не должно возникать неопределенности. Однако в элементах интерфейса и дизайне вцелом можно использовать этот эффект для привлечения внимания и завлечения пользователей.

  7. Junglers

    Странная психология, мне ее пока не понять... с работы приду — перечитаю статью))) :mrgreen:

  8. Женя

    Да дизайнер нынче совсем уже не художник. Кто хочешь может им быть. Даже я, бывший логист, а ныне — догадайтесь)

  9. progg.ru

    Эффект Зейгарник в пользовательских интерфейсах...

    Thank you for submitting this cool story — Trackback from progg.ru...

  10. Женя

    Посмотрела сайт...плохо знаю английский, но изображение руки и остающийся след от мыши оригинальны.

  11. [...] Эффект Зейгарник в пользовательских интерфейсах [...]

Оставить коментарий

Суперрассылка!

Введите почту и будьте в курсе