Наше время не зря называют веком информации. Посудите сами — по сравнению с прошлыми временами мы научились получать в ходе опытов, экспериментов или других мероприятий столько данных, что проблема их предоставления в удобном виде вышла на первый план. Конечно, можно работать и с необработанным массивом данных — рядами цифр, показателей и так далее, однако это требует завидной концентрации и досконального понимания того, что именно делается. Предоставив информацию в более простом, пусть и менее точном виде, можно добиться весьма превосходного результата, который будет наглядным, понятным случайному человеку и — что самое главное — не искажающим фактов. Один из способов такого представления называется цветовым кодированием информации.
В общем виде цветовое кодирование можно представить как метод, позволяющий представить для сопоставления множество различных показателей таким образом, что их восприятие органами зрения дает достаточно полную картину для принятия каких-либо решений на основании этих данных. Что характерно, этот метод используется достаточно давно, однако, к сожалению, далеко не все аналитики могут правильно его использовать. Впрочем, давайте остановимся подробнее на истории метода.
История цветового кодирования
Старинная карта Кипра
Одной из первых областей применения цветового кодирования по праву считается картография. Наверняка каждый видел так называемые физические карты какой-либо местности — при помощи различных цветов и их оттенков на этих картах отображается рельеф местности, различные объекты вроде рек, озер. Кроме того, возможно и другое применение — если на полученную карту нанести информацию о территориальной принадлежности объектов или, например, информацию об особенностях климата, мы получим не менее удобную для работы карту, содержащую именно ту информацию, которая нам нужна. При этом вполне допустимо смешение стилей карт — при помощи соответствующих цветов, которые используются в качестве обозначения, один вид информации отделяется от другого и они могут вполне мирно сосуществовать. Сейчас при составлении карт местности используются те же принципы.
Если вам интересно попробовать свои силы, то в блоге есть статья о том, как нарисовать карту. Сразу так шикарно вряд ли получится. Но основные принципы понять будет можно.
Старая карта Каменца. 17 век.
Более подробные карты, например, карта города или какого-то микрорайона содержат гораздо больше информации — номера домов, остановки общественного транспорта, основные направления движения, магазины, банковские учреждения — при помощи правильно подобранного соотношения цветов нанесение практически любого количества информации. Именно из принципов составления карт в цветовое кодирование пришла так называемая легенда, кратко рассказывающая непосвященным, что же нанесено на карте. Нередко в легенде также используется цветовое кодирование — это позволяет значительно сэкономить место при необходимости вывода информации на печать.
Применение
Визуализация текста Библии. Большой размер.
Идею достаточно быстро оценили — как уже упоминалось, развитие наук давало куда больше данных, чем было необходимо в тот момент, поэтому четкое распределение такого количества информации требовало применения технологий цветового кодирования. В сочетании с другими графическими способами представления — например, построением графиков и диаграмм, цветовое кодирование давало возможность уместить куда больше информации на одном графике, позволить наглядно оценить и сравнить между собой различные результаты. Активнее стали пользоваться цветовым кодированием в сочетании с более «математическими» способами практически все, кому нужно было сравнить между собой показатели за различные периоды времени, предоставить информацию для ознакомления — ведь проще было объяснить, какой цвет за что отвечает, после чего, в силу наглядности метода, все становилось понятно даже тем, кто не очень разбирался в вопросе. Именно в таком ключе цветовое кодирование используется до сих пор.
Схема московского метро. Илья Бирман.
Диаграмма пассажиропотоков метро. Таня Мисютина.
Правила использования цветового кодирования
Но, как и любой метод, цветовое кодирование подчиняется ряду правил, соблюдение которых позволит вам самостоятельно освоить и применять его. Правил всего четыре, однако понимание каждого из них приходит только во время практического применения.
Итак:
- Убедитесь, что вам нужно именно цветовое кодирование! Возможно, другой способ представления будет менее трудоемким и более наглядным? Пользуйтесь методом цветового кодирования только там, где он действительно необходим — когда данных слишком много и представить их другим способом означает сделать эти данные или выводы, которые были сделаны вами на основании их использования, неочевидными и непонятными окружающим.
- При составлении информационного отчета с использованием цветового кодирования не используйте так называемые «кислотные» цвета — видимая эффектность таких цветов может сыграть с вами злую шутку, особенно если таких цветов много — они очень тяжело воспринимаются большинством зрителей.
- Используйте цвет. Использование названий цветов, различных штриховок и прочих заменителей будет куда менее эффективно и, опять же, сделает вашу работу менее понятной. Ключевым моментом в цветовом кодировании является именно то, что восприятие информации происходит за счет использования различных сочетаний цвета и для достижения эффекта никакие аналоги не подойдут.
- При составлении работы старайтесь использовать не более четырех цветов. Это самый оспариваемый пункт в правилах, однако, анализируя существующие статистические отчеты, карты и так далее, можно заметить, что самые понятные из них составлены именно с использованием четырех базовых цветов и их оттенков, различимых невооруженным глазом. Это связано с особенностями восприятия изображений нашим мозгом и здесь сложно что-либо изменить.
Несомненно, метод цветового кодирования в данный момент успешно применяется в самых различных областях науки и в обозримом будущем его применение будет только расти, что неудивительно — столь удобный инструмент по нраву всем!
Спасибо! Отличная статья.
Хотя в ней не столько информации сколько слов, одако благодарен=)
Хорошая статья!
Абсолютно согласна с автором. Цветовое кодирование надо использовать с умом, чтобы финальная картинка не превратилась в кашу из пикселей.
И еще чем чище цвет, тем лучше он воспринимается, всякие градиенты могут только усугубить картину. Что в web-дизайне, что в полиграфии — результат может получиться обратным желаемому.
Я часто пользуюсь в повседневной деятельности цветовым кодированием, крайне удобно и наглядно, и так сложилось, что очень хорошо воспринимается принцип светофора — «зелено-желто-красный код». Насчет кислотных цветов — все-таки оспорил бы, один-два ввести можно, сыграть на контрастах, так сказать, но только при наличии рядом с холодным цветом теплого.