Однозначного определенного стандарта размещения текстовой информации в Интернете, конечно же, не существует. Все зависит от тематики сайта и качества его контента. Но если углубиться в вопрос эффективного предоставления текста в вебе, то можно убедиться в том, что большинство сайтов забито мелким плохочитаемым текстом. При этом сразу заметно стремление владельцев сайта уместить на одной странице как можно больше самой различной информации, что в большинстве случаев плохо сказывается на его читаемости.
Приемы повышения читаемости текстов на сайте
Тем не менее существует несколько несложных приемов, доступных любому начинающему веб-дизайнеру, позволяющих вашему интернет-сайту выглядеть привлекательно и не заставлять его посетителей лишний раз напрягать зрение или просто сразу уходить с него:
1. Не используйте мелкие кегли, пытаясь уместить все.
Многие хотят уместить все на одной странице. Пользователи же сети при попытке просмотра такой страницы вынуждены будут менять настройки своего браузера, чтобы комфортно прочесть текст, а некоторые при этом сразу закрывают такую страницу и пытаются найти альтернативный вариант интересующего их текста на других интернет-ресурсах. Необходимость каждый раз менять настройки своего браузера, связанные с подбором оптимального размера шрифта для комфортного просмотра текстовой информации, вызывает у большинства пользователей только лишнее раздражение и желание побыстрее закрыть такую страницу.
2. Не обязательно заполнять все пространство
Частым заблуждением у владельцев интернет-сайтов является то обстоятельство, что они считают лучшим вариантом максимально полное наполнение веб-страниц любой информацией, в том числе и не относящейся к основной тематике текста. Несмотря на визуальную привлекательность таких веб-страниц, многие пользователи стремятся получить конкретную информацию по своему запросу, поэтому графическое оформление интересующего их ресурса играет несущественную роль в изучении необходимого ему текста.
3. Используйте типографику
Многие считают, что основным необходимым условием веб-дизайна любого сайта является качественная типографика его страниц, что предусматривает грамотное оформление текста для его комфортного прочтения с экрана. Однако не следует забывать, что для большинства пользователей главным является актуальность представленной информации, а не ее графическое оформление, каким бы оригинальным оно не было.
Правила повышения читабельности сайта
Можно выделить несколько простых правил, следуя которым ваш интернет-сайт будет пользоваться популярностью среди подобных сетевых ресурсов:
1. Шрифт по умолчанию для больших текстов.
Текстовый размер шрифта на страницах веб-сайта обычно устанавливается интернет-браузерами по умолчанию, который и показывает их посетителям при открытии нужной им веб-страницы. При этом пользователям не хочется лишний раз изменять размер читаемого ими текста. Поэтому сделать макет страницы с изначально большим размером кегля шрифта позволит вам создать сайт, позволяющий практически всем пользователям сети, выходящим в сеть с помощью различных браузеров, комфортно изучать представленную информацию.
2. Максимальное использование свободного пространства.
Полоса набора текста должна соответствовать размеру кегля букв, что позволяет создать благоприятный психологический эффект для читающего. Чересчур широкие строчки, как и слишком узкие колонки текста за счет постоянного движения глаз для смены строки нарушают непрерывность чтения материала и вызывают у читающего его человека желание быстрее закрыть неприятную ему страницу.
Поэтому не нужно стараться заполнить окно страницы браузера полностью, вставляя во все свободные места различную ненужную информацию или изображения, напрямую не связанные с основной тематикой открытой страницы. Это снижает напряжение и позволяет человеку лучше сконцентрироваться на сути основного текста, повышая его удобочитаемость.
Не слишком большая ширина строки и свободное пространство с двух сторон колонки текста обеспечивает глазам более комфортный переход с конца одной строки на начало новой. Одним из главных правил набора текста для чтения с монитора является включение в одну строку не более 10-15 слов при общей ширине полосы текста не более 75 знаков вместе с пробелами. Стандартная ширина колонки текста при этом должна составлять примерно 50% от всей ширины окна интернет-браузера.
3. Оптимальное межстрочное расстояние.
Специалистами по чтению давно установлено, что слишком плотные по вертикали строки снижают скорость прочтения текста, так как при чтении глазами человека фиксируются одновременно верхние и нижние строки. Поэтому глазам не получается сосредоточить внимание на отдельной строчке, что приводит к их быстрому уставанию. Поэтому увеличение межстрочного расстояния в разумных пределах позволяет значительно улучшить удобочитаемость любого текста. Примерный размер рекомендуется в 140% от стандартного интерлиньяжа.
4. Четкий цветовой контраст.
Опытный веб-дизайнер никогда не будет использовать такие цветовые комбинации, как серый цвет букв на светло-сером или желтом фоне, желтые или зеленые буквы на красном фоне и т. д. Любому обычному пользователю сети прочитать такой текст просто не захочется при одном взгляде на такую веб-страницу. Но при этом следует учитывать и тот факт, что для чтения с монитора компьютера не следует использовать и слишком высокий контраст, так как при этом текст будет «моргать», что приводит к быстрому утомлению глаз.
5. Минимальное использование текста в картинках и другой графике.
Для вашего интернет-сайта не нужны лишние картинки, так как пользователям более важно выделять, копировать и сохранять для себя текстовую составляющую представленной на сайте информации. Несмотря на то, что текст в картинках и рисунках может выглядеть более эффектно, такая красота может устроить далеко не всех, так как для пользователей в первую очередь важна сама информация, которую можно легко сохранить и использовать в своих целях.
Замечательный магазин www.matrascenter.ru, спонсор этого поста.
спасибо за статью
Полезный для меня материальчик. Много для себя подчеркнул и узнал. Вот так почитал я вашу статью и решил переделать свой блог по многим параметрам, так как он после прочитанного не выглядит уже таким 100% читаемым, а думал что в нем меня постоянно смущает.
Согласен со всем, что тут написано... Спасибо.
Автору спасибо за статью, посещения за неделю поднялись на 300 человек. Всего стоило поменять контраст, и я увидел результат, теперь работаю над остальными пунктами. Теперь до меня дошло! Читатели, которые просто теряются на сайте закрывают вкладку и всё! А теперь у меня всё хорошо читатели теперь пытаются что-то найти а непросто закрывают вкладку.